БеседкаЯкутский праздник «Ысыах»

Другие темы о нашей самой крупной территории в России
Ответить Пред. темаСлед. тема
Гость
 Якутский праздник «Ысыах»

Сообщение Гость »

Ни один этнограф не возьмется сказать, когда народ саха (якуты) впервые отпраздновал Ысыах. Истоки торжества теряются где-то в древности. Если верить легендам, прародитель якутов - Эллэй Боотур - в начале лета собирал весь народ от мала до велика есть мясо, пить молоко и кумыс, водить хороводы и встречать солнце, дарящее людям жизнь. Время для праздника он выбрал не случайно: это был период массового приплода скота, изобильные дни, когда каждому доставалось пищи в избытке. Кроме того, Ысыах означал возрождение природы и восстановление человеческих сил после северной зимы. В древности праздник длился 10 дней и ночей, и каждый день Эллэй повторял: «Пусть таков будет удел наших детей!» Так он желал всему народу саха вечного процветания, здоровья и веселья. Миновали столетия, но, как ни удивительно, и в наши дни Ысыах остался прежним.

Подходящим местом для проведения торжества считаются широкие поляны, их обычно окружают рядами молодых березок, призванных отпугнуть из округи злых духов. Поскольку саха - народ-кочевник, особым уважением у него пользуется все, связанное с коневодством. Вот и в дни Ысыаха в самом центре праздничного круга устанавливают символическую коновязь - сэргэ. Верх ее венчает резная лошадиная голова, и весь столб покрывает причудливая резьба. Чтобы «небесные кобылицы» были благосклонны к людям и исполняли их просьбы, сэргэ украшают еще цветными лентами - саламой. Столб коновязи представляет собой воплощение мирового древа с его тремя мирами, иначе говоря - небольшую модель мироздания, которая передает благодать девяти божественных небес всем участникам торжества. Чтобы получить часть этой благодати в личное пользование, полагается дотронуться до каждой из восьми сторон сэргэ или поочередно прислониться к ним. Исполнившего обряд боги одаривают силой, здоровьем и благополучием. А поблизости от коновязи устраивают круг тюсюлгэ, дополнительно огражденный лентами, переплетенными с берестой. В его центре располагается алтарь в виде маленькой урасы - древнего якутского жилища (шалаша, крытого берестой). Возле алтаря женщины расставляют лучшую посуду, наполненную кумысом - напитком из кобыльего молока.

После того как праздничная поляна обретает должный вид, настает время исполнения ритуалов Ысыаха. Главным из них всегда был Кюн Керсютэ - встреча восходящего солнца в день летнего солнцестояния. Появление над землей могущественного светила считается чудом, равного которому нет в человеческом мире.
На сложенном из камней костровище готовится обрядовый костер. Но еще до того как шаман подожжет его, вокруг сооружения проводят лучшего жеребца, а женщины в это время окуривают пространство дымом. Ритуальный дым должен достигнуть всех девяти небес и призвать милость бога Юрюнг айыы тойона, создавшего некогда народ саха, их землю и их коней.

Затем шаман алгысчыт (с якутского «благопожелатель») разводит костер и обращается к людям с приветствием и добрыми словами. Шаман не ограничивается формальным пожеланием «всего хорошего»: он подробно перечисляет все необходимое людям для счастья, от здоровых, красивых и умных детей до благополучия и достатка в семьях и даже плодовитого скота. «Осчастливив» гостей торжества, шаман начинает торжественно произносить уруй-Айхал - ритуальные слова приветствия солнцу, которые за ним хором повторяют все присутствующие. И едва из-за горизонта возникают первые солнечные лучи, все протягивают к ним ладони, чтобы получить благословение от «небесного огня».
#ЭТНООЛИМПИАДА
Изображение
Изображение

Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.